© Инна Шаламова, руководитель музея истории Краснофлотского района г. Хабаровска
© Фото из архива музея
Запад придумывает для России всё новые и новые санкции, а россияне ищут и находят в этом новые возможности и перспективы, но замещение импорта – хорошо, а как насчет возрождения заводов и фабрик, которые в советское время были крепкими, прибыльными предприятиями высокой социальной ответственности?
Представляем историю одного такого предприятия – судостроительного завода имени С. М. Кирова в Хабаровске.
В 2022 году заводу имени С. М. Кирова исполняется 90 лет: 30 марта 1932 года в Хабаровске было запущено первое на Амуре предприятие судостроения под кодовым названием «Остон». В 30-е годы на Дальнем Востоке создавался Тихоокеанский военно-морского флот, а цель была важной – укрепить оборону региона. Поэтому и на нашей главной реке возникла Амурская флотилия, а 10 августа 1931 г. вышло постановление Совета Труда и Обороны № 339 о строительстве завода.
Сначала стройка велась в районе села Третий Воронеж, но Осиповский затон оказался более подходящим местом. На строительство завода принимались местные жители, крестьяне-переселенцы, а с разных концов страны сюда потянулись и вербованные рабочие. Для первостроителей рядом с заводом строился жилой поселок барачного типа.
Уже в 1932 году на стапельных площадках сборочной верфи завода были заложены 3 подводные лодки проекта «Щука» из секций, изготовленных на Балтийском заводе Ленинграда. Эта работа была настолько важной, что её выполняли военнослужащие, а контроль осуществлялся командующим Краснознаменным округом маршалом В. К. Блюхером.
Судостроительный завод в годы Великой Отечественной войны жил и работал, как и все советские оборонные предприятия: 980 рабочих, инженеров и служащих ушли на фронт, их места заняли женщины – жены заводчан и офицеров Амурской флотилии, подростки, дети.
Что выпускал завод Кирова в военное время:
Заводчане трудились, как и весь советский народ, на Победу, не зря 922 человека были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг». А в память о кировчанах, отдавших жизнь за Родину, на площади у заводского Дома культуры воздвигнута мемориальная мраморная плита, на которой золотыми буквами высечены имена героев-заводчан.
Конец 40-х годов – время реконструкции судостроительного завода имени Кирова: также как вся страна завод получил новое направление в судостроении:
А 50-е годы прошлого века увидели второе рождение судостроительного завода имени С. М. Кирова. Он был самым крупным предприятием в северной части Хабаровска, в процесс реконструкции и переоснащения завода внедрялись передовые технологии и оборудование, более прогрессивные методы организации производства, что сказывалось на эффективности и качестве производства.
Более половины всей продукции завода имело государственный Знак качества. Судостроители производили следующее:
Завод работал на новом, высокотехнологичном, витке развития, одновременно становясь предприятием высокой социальной ответственности. Мало того, что вместо ветхих и тесных деревянных построек вырастали современные заводские корпуса, новый элллинг, в то же время преображался заводской поселок в Северном районе Хабаровска.
Все дома барачного типа были ликвидированы, строились многоэтажные благоустроенные жилые дома, в которых людям давали квартиры. Заводчане отдыхали на своей турбазе, лечились в заводском профилактории, в подсобном хозяйстве выращивали овощи для прекрасной заводской столовой, а в конном клубе «Мустанг» можно было заниматься спортом.
Завод готовил рабочие кадры в СПТУ № 3, дети заводчан ходили в школы и детские сады, а отдыхали в детском лагере «Океан». В Доме культуры, построенном в те годы, ныне располагается Дворец творчества детей и молодежи.
Трудовые династии завода – это его золотой фонд. Из поколения в поколение старшие передавали свой производственный опыт и нравственные традиции, а новые поколения хабаровских судостроителей приумножали и поднимали на новую высоту опыт ветеранов и их искусство кораблестроения.
Высокие достижения корабелов говорят об оценке их труда и работы завода:
— Более 30 тридцати заводчан были награждены дипломами и медалями ВДНХ СССР, удостоены высоких государственных наград, отмечены премиями Совета министров СССР и Ленинского комсомола.
— К 100-летию Хабаровска завод был награжден почетной Грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР, а в канун сорокалетия Великой Победы – орденом Отечественной войны первой степени.
Завод имени Кирова, один из крупнейших судостроительных заводов Дальнего Востока, специализировавшийся на строительстве кораблей и судов военно-морского флота ВС Союза и судов разных классов гражданского назначения, имел грандиозные планы по реконструкции, по широкому внедрению прогрессивных форм организации труда, строительству судов для транспортного, технического, промыслового и научного флота, по выпуску новых высококачественных товаров народного потребления… Но этим планам не суждено было сбыться! Увы, 90-е годы заводу пережить не удалось.
Сейчас на территории завода разместилось несколько мелких частных предприятий, есть даже яхтклуб. А завода нет… Ветераны с грустью и гордостью вспоминают былые годы расцвета завода и поселка, а множество судов постройки завода Кирова все еще бороздит морские просторы…
Информационно-аналитический портал о Дальнем Востоке и дальневосточниках FarEasternization.ru благодарит автора настоящей публикации и ждет не менее интересного материала о Музее истории Краснофлотского района.
Как думаете, дорогие друзья, есть ли шанс на новую жизнь у дальневосточных предприятий?
Читайте нас, посещайте наши страницы – мы рассказываем о Дальнем Востоке и дальневосточниках!
Дальневосточники любят родину – огромный регион Дальний Восток России – и гордятся его историей, народами,…
Вот так! В октябре 2024 нашему постоянному партнёру Автономной некоммерческой организации поддержки детских и молодежных…
Владивостоку можно только позавидовать: его жители придумывают и проводят такие здоровские мероприятия, что в них…
2024 год объявлен Годом семьи в России, ведь для россиян семья – это основа основ!…
© фото В. Земцевой Жаохэ: как съездили, как понравилось и что изменилось по сравнению с…
Наша публикация – о великом артисте и дальневосточнике Юрии Мефодьевиче Соломине. Мимолётная встреча с Юрием…