БАЙКАЛ – ЖИВОЕ СУЩЕСТВО, ПОЛНОЕ ЛЕГЕНД

Мы обещали вернуться к теме Республика Бурятия – новому дальневосточнику в составе нашего федерального округа. К информационной статье о республике вы можете зайти СЮДА.
А сейчас FarEasternization предоставляет слово Е. Пушкиной – нашему новому автору. С её помощью мы ближе познакомимся с озером Байкал, которое Елена посетила вместе с семьей в 2014 году. Впечатление о путешествии до сих пор сильное и яркое.

Е. Пушкина ©
Фотографии Е. Пушкиной ©

ОЗЕРО, КОТОРОЕ НИКОГДА НЕ ПОВТОРЯЕТСЯ

Мы провели 20 дней у Байкала и на Ангаре, пройдя и проехав много километров по их берегам. Мы путешествовали на пароме и на катере. Мы встречали восходы и провожали закаты. Мы пробовали воду из Байкала и посещали музеи под открытым небом.
В Байкал было невозможно не влюбиться. На протяжении всего нашего отпуска он ни разу не повторился! Мы видели его молочным, безумно голубым, синим, фиолетовым и в серебряном тумане, в малиновом закате. В облаках, которые приобретали сказочные очертания людей, птиц, волшебных существ – они двигались и меняли свой облик и формы. А какой Байкал на закате! Трудно понять, где он заканчивается и начинается небо. И заходящее солнце, которое растворяется само в себе!

ОСТРОВ ОЛЬХОН

Мы добрались на остров Ольхон на пароме. Очертания Ольхона напоминают пазл, который выпал из картинки береговой линии Байкала. Остров действительно является осколком земли, который откололся от материка во время тектонического движения земной коры. Его длина 71,1 км, а наибольшая ширина 15 км. Площадь – 700 кв. километров чудес и красот, созданных матерью-природой.

Ольхон считается историческим, сакральным центром озера и «главным святилищем и культовым центром общемонгольского и центральноазиатского значения». Весь остров и всё вокруг него пропитано легендами и сказаниями коренных жителей – бурятов.
Паром доставил нас на остров через самое узкое место в 1 км между материком и островом, называемое «Ольхонскими воротами» и расположенное у поселка Сахюрта. Слева от переправы, через Сарминское ущелье, в Байкал втекает река Сарма. Здесь рождается самый страшный ураганный ветер, который на протяжении не одного века разбивал и топил корабли. Нам повезло увидеть краешек урагана – основательно он похулиганил на базе «Наратей», которую к тому времени мы покинули.

НАШ ГИД – БОРИС ЕГОРОВИЧ ТЯПКИН

От переправы до нового места проживания мы добирались около двух часов. За это время перед нами сменился не один завораживающий пейзаж: соленые озера, альпийские луга, степь с табуном лошадей, хвойный лес на чистейшем песке. Ну чем не Балтийский пляж! И все время над нами парил в синеве неба орел – хорошая примета для путешественников.
Нам очень повезло с гидом! Борис Егорович Тяпкин – человек, влюбленный в Байкал, знающий о нем все: флору, фауну, обычаи коренных народов и историю освоения, да и просто открытый и большой души человек! В свои 65 лет проводящий по горам туристов, ходящий на яхте, с молодой душой 20-летнего юноши. Слушая, общаясь с ним, мы больше узнали об озере.
Два года назад Борис Егорович умер, но для нас с сыном он живой, как живы его рассказы о Байкале – благодаря им Байкал стал еще дороже для нас.

ДУХ БАЙКАЛА

На пять дней нашим домом стал «Байкалов острог» – новый гостиничный комплекс, красивый и современный, в самом большом поселке острова. Хужир расположен на берегу многоликого Байкала. Полюбовавшись отелем, пошли изучать поселок. На берегу видны остатки рыболовецких судов и рыбоперерабатывающего завода – наследие 90-х годов прошлого века. Собственно, время в Хужире частично остановилось.
Сувенирные лавки, бурятские юрты, новострой, вросшие в землю хибары и … сумасшедший по красоте демонический пейзаж в лучах заходящего солнца – мыс Бурхан и скала Шаманка. Считается, что тут живет самый сильный дух Байкала. Местные жители буряты не селились вблизи мыса и, проезжая мимо, обвязывали копыта коней тканью, чтобы не потревожить духов.

А сейчас любой турист может не только прийти сюда, но даже пройти сквозь ворота – трещины в основании скалы.

МЫС ХОБОЙ

Следующий день был посвящен поездке на мыс Хобой на УАЗах. Это северная часть острова. Мы сделали несколько остановок.
Первая – остатки Ольхонского ГУЛАГа, печальное зрелище. Вторая остановка – живописные берега национального парка.
И, наконец, вот он, таинственный мыс Хобой (по-бурятски «клык, коренной зуб»). Одну из его скал зовут Дева, она и похожа на застывшую девушку.
По бурятской легенде, эта окаменевшая бурятка из зависти просила у тэнгриев (богов) дворец, такой же, как пожалованный её мужу-шаману. Тэнгрии превратили ее в скалу со словами «Покуда на земле будет зло и зависть, будешь камнем!»
Мыс Хобой – место, избранное шаманами для медитаций. Один такой обряд нам довелось наблюдать возле расщелины на западном склоне. Налюбовавшись и помедитировав, мы спустились к нашим стальным коням. Нас ждала уха из омуля, сваренная в воде Байкала. Вкуснотища! Омуль на Байкале продается всякий, но, надо сказать, не дешевый – от 100 рублей за рыбку! В Листвянке на рынке можно попробовать еще и голомянку, которая выглядит не очень аппетитно.
На обратном пути мы остановились у дерева, которому более 700 лет. Печально было видеть, как на это чудо-гигант лезут фотографироваться, раня его, не понимая, что дерево, простоявшее века и видевшее, страшно подумать, что и кого, теперь может погибнуть от бездумности туристов.

ОЗЕРО, ПОЛНОЕ ЛЕГЕНД И ВОЛШЕБСТВА

Ни секунды мы с сыном не пожалели, что приехали на Байкал! За спиной остались бухты Радости, остров Огой, где находится место паломничества – буддийская ступа. Мы совершили пешие прогулки, прошли по озеру на катере и пароме. Впереди у нас была КБЖД, станция Байкал и поселок Листвянка, с десяток церквей, музеи, усадьбы декабристов и работа в настоящей кузнице, восторг сына – сам сковал подкову! Мы видели цветы эдельвейса и поднимались на борт легендарного ледокола «Ангара».
Перед отъездом сходили к устью реки Ангары и бросили монетки напротив Шаман-камня – мы хотим вернуться сюда еще не один раз!
Байкал не простое озеро – это живое существо, полное легенд и волшебства. Оно берет тебя и уже не отпустит никогда. Ты можешь просить у него все, но если будешь жадничать, превратит в камень.

FarEasternization и Елена Пушкина уверены, что Байкал, один из красот и чудес Бурятии, заслуживает того, чтобы о нем рассказали еще и еще. Поэтому – впереди новые публикации.

FarEasternization, как всегда, просит вас не забывать ставить оценки в конце статьи (звездочки от 1 до 5 баллов), комментировать, делать перепосты и рассказывать о нашем сайте друзьям!

Ссылка на основную публикацию
error: Content is protected !!