Будет ли новая жизнь у судостроительного завода имени Кирова в Хабаровске

Будет ли новая жизнь у судостроительного завода имени Кирова в Хабаровске

© Инна Шаламова, руководитель музея истории Краснофлотского района г. Хабаровска

© Фото из архива музея

Запад придумывает для России всё новые и новые санкции, а россияне ищут и находят в этом новые возможности и перспективы, но замещение импорта – хорошо, а как насчет возрождения заводов и фабрик, которые в советское время были крепкими, прибыльными предприятиями высокой социальной ответственности?

Представляем историю одного такого предприятия – судостроительного завода имени С. М. Кирова в Хабаровске.

Строительство первого на Амуре судостроительного завода

В 2022 году заводу имени С. М. Кирова исполняется 90 лет: 30 марта 1932 года в Хабаровске было запущено первое на Амуре предприятие судостроения под кодовым названием «Остон». В 30-е годы на Дальнем Востоке создавался Тихоокеанский военно-морского флот, а цель была важной – укрепить оборону региона. Поэтому и на нашей главной реке возникла Амурская флотилия, а 10 августа 1931 г. вышло постановление Совета Труда и Обороны № 339 о строительстве завода.

Сначала стройка велась в районе села Третий Воронеж, но Осиповский затон оказался более подходящим местом. На строительство завода принимались местные жители, крестьяне-переселенцы, а с разных концов страны сюда потянулись и вербованные рабочие. Для первостроителей рядом с заводом строился жилой поселок барачного типа.

Первые успехи судостроительного завода в Хабаровске

Уже в 1932 году на стапельных площадках сборочной верфи завода были заложены 3 подводные лодки проекта «Щука» из секций, изготовленных на Балтийском заводе Ленинграда. Эта работа была настолько важной, что её выполняли военнослужащие, а контроль осуществлялся командующим Краснознаменным округом маршалом В. К. Блюхером.

  • Завод постепенно развивался, набирался сил, и уже можно было перечислять его успехи:
  • Неуклонно росла численность рабочих, инженерно-технических рабочих и служащих.
  • Завод выпускал речные буксиры и сухогрузные баржи.
  • Шло производство заготовок, заказы на которые поступали с Киевской, Тюменской и Горьковской верфей.
  • В декабре 1933 г. завод «Остон» переименовали в хабаровский судостроительный завод «Хабсудмех».
  • В апреле 1935 г. заводу было присвоено имя Сергея Мироновича Кирова.
  • Поселок имени С. М. Кирова быстро строился.

Судостроительный завод в годы Великой Отечественной войны

Судостроительный завод в годы Великой Отечественной войны жил и работал, как и все советские оборонные предприятия: 980 рабочих, инженеров и служащих ушли на фронт, их места заняли женщины – жены заводчан и офицеров Амурской флотилии, подростки, дети.

Что выпускал завод Кирова в военное время:

  • сетевые противолодочные заградители,
  • подъемные понтоны,
  • фугасные и зажигательные авиабомбы и морские мины,
  • тяжелые мониторы «Сиваш», «Перекоп», «Хасан» и другие корабли, отличившиеся в боях с японскими самураями,
  • осуществлялся ремонт и модернизация кораблей Краснознаменной Амурской флотилии.

Заводчане трудились, как и весь советский народ, на Победу, не зря 922 человека были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг». А в память о кировчанах, отдавших жизнь за Родину, на площади у заводского Дома культуры воздвигнута мемориальная мраморная плита, на которой золотыми буквами высечены имена героев-заводчан.

Реконструкция судостроительного завода имени Кирова

Конец 40-х годов – время реконструкции судостроительного завода имени Кирова: также как вся страна завод получил новое направление в судостроении:

  • Судоподъемные понтоны для подводных работ особого назначения,
  • 150-ти тонные сухогрузные баржи,
  • Драги для золотодобывающей промышленности Дальнего Востока – целые плавучие фабрики по добыче и промывке золота,
  • Производился капитально-восстановительный ремонт кораблей Краснознаменной Амурской Флотилии,
  • Строились новые цеха, склады и набережная.

Второе рождение судостроительного завода имени С. М. Кирова

А 50-е годы прошлого века увидели второе рождение судостроительного завода имени С. М. Кирова. Он был самым крупным предприятием в северной части Хабаровска, в процесс реконструкции и переоснащения завода внедрялись передовые технологии и оборудование, более прогрессивные методы организации производства, что сказывалось на эффективности и качестве производства.

Более половины всей продукции завода имело государственный Знак качества. Судостроители производили следующее:

  • Морские рыболовные морозильные траулеры,
  • Научно-исследовательские суда для геологической разведки полевых ископаемых на шельфе, океанографические для изучения биологии Мирового океана, подводного вулканизма, глобальных атмосферных процессов, для выработки данных по защите окружающей среды.
  • Суда оснащались новейшей радиотехнической техникой, вычислительными центрами, сложнейшим механическим, лабораторным оборудованием.
  • Суда для работы в Атлантике, Антарктике, в Тихом, Индийском океанах, обладающие высокими мореходными качествами, неограниченным радиусом плавания и отвечающие мировым стандартам.
  • Суда блочной постройки по новейшей технологии для министерства рыбного хозяйства.
  • Одиннадцать наименований товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения: кресло-кровати, диваны, кухонные наборы, гарнитурную мебель, детские игрушки, сувениры, гаражи.

Высокая социальная ответственность судостроительного завода имени Кирова

Завод работал на новом, высокотехнологичном, витке развития, одновременно становясь предприятием высокой социальной ответственности. Мало того, что вместо ветхих и тесных деревянных построек вырастали современные заводские корпуса, новый элллинг, в то же время преображался заводской поселок в Северном районе Хабаровска.

Все дома барачного типа были ликвидированы, строились многоэтажные благоустроенные жилые дома, в которых людям давали квартиры. Заводчане отдыхали на своей турбазе, лечились в заводском профилактории, в подсобном хозяйстве выращивали овощи для прекрасной заводской столовой, а в конном клубе «Мустанг» можно было заниматься спортом.

Завод готовил рабочие кадры в СПТУ № 3, дети заводчан ходили в школы и детские сады, а отдыхали в детском лагере «Океан». В Доме культуры, построенном в те годы, ныне располагается Дворец творчества детей и молодежи.

Трудовые династии и трудовой путь судостроительного завода имени Кирова в Хабаровске

Трудовые династии завода – это его золотой фонд. Из поколения в поколение старшие передавали свой производственный опыт и нравственные традиции, а новые поколения хабаровских судостроителей приумножали и поднимали на новую высоту опыт ветеранов и их искусство кораблестроения.

Высокие достижения корабелов говорят об оценке их труда и работы завода:

— Более 30 тридцати заводчан были награждены дипломами и медалями ВДНХ СССР, удостоены высоких государственных наград, отмечены премиями Совета министров СССР и Ленинского комсомола.

— К 100-летию Хабаровска завод был награжден почетной Грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР, а в канун сорокалетия Великой Победы – орденом Отечественной войны первой степени.

Завод имени Кирова, один из крупнейших судостроительных заводов Дальнего Востока, специализировавшийся на строительстве кораблей и судов военно-морского флота ВС Союза и судов разных классов гражданского назначения, имел грандиозные планы по реконструкции, по широкому внедрению прогрессивных форм организации труда, строительству судов для транспортного, технического, промыслового и научного флота, по выпуску новых высококачественных товаров народного потребления… Но этим планам не суждено было сбыться! Увы, 90-е годы заводу пережить не удалось.

Сейчас на территории завода разместилось несколько мелких частных предприятий, есть даже яхтклуб. А завода нет… Ветераны с грустью и гордостью вспоминают былые годы расцвета завода и поселка, а множество судов постройки завода Кирова все еще бороздит морские просторы…

Информационно-аналитический портал о Дальнем Востоке и дальневосточниках FarEasternization.ru благодарит автора настоящей публикации и ждет не менее интересного материала о Музее истории Краснофлотского района.

Как думаете, дорогие друзья, есть ли шанс на новую жизнь у дальневосточных предприятий?

Читайте нас, посещайте наши страницы – мы рассказываем о Дальнем Востоке и дальневосточниках!

Ссылка на основную публикацию
error: Content is protected !!