KOZEN HANYUU – СКУЛЬПТОР МАСОК ТЕАТРА НО

KOZEN HANYUU – СКУЛЬПТОР МАСОК ТЕАТРА НО

Нам не посчастливилось познакомиться с великим мастером Kozen Hanyuu (Козен Ханю) – скульптором масок японского театра Но.
Конечно, заочное знакомство состоялось – много о своем отце рассказывала Emiko Horimoto (Эмико Хоримото), мы видели фотографии его работ и мечтали показать эти прекрасные маски дальневосточникам, организовав выставку в музее. Не успели.
Поэтому здесь, на сайте FarEasternization, мы хотим поделиться уникальными материалами из семейного архива Kozen Hanyuu (Козен Ханю) и рассказать об искусстве, которому художник посвятил свою жизнь длиною 100 лет.

АЛЬБИНА ДОЛГАН, EMIKO HORIMOTO © (Все материалы любезно предоставлены Emiko Horimoto)

ТРАДИЦИИ ЯПОНСКОГО ТЕАТРА НО

При упоминании театра Но люди обязательно подчеркивают не только его принадлежность культуре Японии, но и уникальность. Но – это, своего рода, вид танцевальной оперы, очень условной и самобытной, непохожей на европейскую оперу или драму.
Обычно спектакль Но имеет очень лаконичное оформление. Оно может состоять из символической бутафории и задника со стилизованным японским пейзажем. Чаще всего это сосна. Сцена устроена так, чтобы актеры выходили по особому помосту – хасигакари, который находится с левой стороны.
Действие пьесы Но сопровождается пением мужского хора под звуки флейты и барабанов. И оркестр, и хор расположены прямо на сцене.
Сюжет постановок театра Но обычно основан на народных легендах, буддийских мифах или произведениях японской литературы. Действие в пьесе растянуто, отсутствие драматического развития и конфликта, к которому мы привыкли, возмещается игрой актеров. Они двигаются по сцене то быстро, стремительно, то медленно и церемонно, а хор в это время повествует об их переживаниях.

МАСКИ ТЕАТРА НО

Партии главных героев состоят из эмоционального пения или декламации. Все актеры театра – мужчины. Они выступают в пышных одеждах и масках.
Часто в пьесе Но представлен диалог с Духом, “Shite”, жителем потустороннего мира. Маска Духа (ЕЁ или ЕГО) должна быть особенной.
История театра Но восходит к XIV-XV векам, и его традиции с тех пор не меняются. Поэтому все маски классического театра Но должны быть созданы скульптором-мужчиной.

KOZEN HANYU – СТАРЕЙШИЙ СКУЛЬПТОР МАСОК ТЕАТРА НО

Kozen Hanyuu (Козен Ханю) – старейший скульптор масок Но – продолжил путь своего отца Mitsunaga Hanyuu (Мицунага Ханю), который принадлежал семье Mitsui (Мицуи).
Kozen Hanyuu – третий сын в семье – родился в 1917 году в Asakusa, Tokyo. В 1932 году он начал работать с масками Но, которым посвятил более 80 лет и был членом Японской ассоциации скульпторов и Японского института Но.
Его дочь, Emiko Horimoto (Эмико Хоримото), как-то сказала, что чрезвычайно редко бывает, когда три поколения одной семьи посвящают свое искусство поиску духовного мира, ведут «диалог с духом». Дед и отец художницы – создатели масок Но – жителей потустороннего мира, а дочь изображает в своих картинах «мир сердца и души».

МАСКИ СКУЛЬПТОРА KOZEN HANYUU

В «Альбоме маски Но» Kozen Hanyuu пишет: «Маски Но должны быть крепкими, точными и красивыми». Большинство масок скульптора были предназначены для сцены и использовались в действующих спектаклях.
Его маски исполнены несравненной красоты и таинственного обаяния, заставляющего трепетать вашу душу.
Вот как Kozen Hanyuu пишет о женской маске: «Отлично сделанная женская маска вызывает у вас такое чувство, будто она постоянно меняется, как в пьесе Но «Iguse» в темном небе мерцают звезды».
На фотографии: маска Magojirou скульптора Kozen Hanyuu.

Создание маски – творческий, всеохватывающий процесс. Наблюдая за работой отца, за тем, как пристально он вглядывается в маску, будто пытаясь вдохнуть в неё жизнь, Emiko Horimoto сказала: «Мне кажется, в тот момент, его сердце путешествовало по другому миру». И в преклонные годы Kozen Hanyuu оставался энергичным, высоко профессиональным скульптором и одухотворенным художником.
На фотографиях: маска Hannya и маска Okina скульптора Kozen Hanyuu.

МАСКИ KOZEN HANYUU НА ВЫСТАВКАХ

«Сегодня ситуация в мире становится все более хаотичной. И становится более важным вернуться к началу начал, что состоит из «души» и «духовного мира» — эти слова красной линией проходят через персональные выставки работ Kozen Hanyuu и совместные выставки с дочерью Emiko Horimoto.
Самыми значимыми, отражающими важные этапы творчества Kozen Hanyuu, стали:

  • Персональная выставка в честь 50-летия творческой карьеры скульптора масок театра Но на Ginza-Wako в 1983 году.
  • Персональная выставка «В ознаменование издания альбома маски Но» в Tokyu Department Store, Shibuya в 1986 году.
  • Выставка современных художников театра Но и Кёгэн в The Tsubouchi Memorial THEATER of Waseda University в 2008 году.
  • Выставка Kozen Hanyuu и Emiko Horimoto «Отец и дочь» в Odakyu Department Store, Shinjuku в 2011 году.
  • Юбилейная выставка Kozen Hanyuu и Emiko Horimoto в честь двойной сотни – 100 лет отца, Kozen Hanyuu, скульптора масок Но и 100-й выставки дочери, Emiko Horimoto, в Art Salon, Odakyu Department Store, Shinjuku, в феврале 2017 года.

ЯПОНИЯ – ЕЁ ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Сайт FarEasternization и авторы А. Долган и E. Horimoto (Э. Хоримото) начали публикацию статей о культуре Японии, рассказав об отце и дочери: о Kozen Hanyuu – представителе традиционного искусства масок театра Но и Emiko Horimoto – художнице, которая идет по своему пути в современной живописи Японии.

Мы уверены, что заинтересовали и, возможно, заинтриговали вас, поэтому просим поделиться своим мнением об этих публикациях.
Оцените статьи, сделайте перепосты, расскажите своим друзьям о героях наших публикаций!

Ссылка на основную публикацию
error: Content is protected !!