О патриотизме в вопросах и примерах Часть 1

О патриотизме в вопросах и примерах Часть 1

В публикации рассматривается отношение к патриотизму и способы решения вопросов патриотического воспитания в разных культурах. Тема патриотизма, вопросы патриотического воспитания глубоко затрагивают общественность страны. Их можно задать следующим образом:

— Можно ли использовать в России опыт патриотического воспитания других стран?

— Существуют ли особенности патриотического воспитания на Дальнем Востоке РФ?

© А. Долган, к.п.н., директор АНО «Дети и взрослые», г. Хабаровск

© С. Фисуненко, фото «Связь поколений»

 

«Связь поколений», С. Фисуненко, лауреат Третьего международного фестиваля «ОКЕАН ДРУЖБЫ И МЕЧТЫ»

 

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД 

Постсоветский период запомнился тем, что тогда людей занимал вопрос:

— КАК ВЫЖИТЬ?

А государство заботил более глобальный вопрос:

— КАК ВЫЖИТЬ РОССИИ? – То есть:

  • Как сохранить независимость страны
  • Как её защитить
  • Как упрочить экономику
  • И обеспечить жизнеспособность и благосостояние населения.

В то время понятие ПАТРИОТИЗМ воспринималось неоднозначно, а слово ПАТРИОТ зачастую вызывало негативную реакцию – недоумение, циничную усмешку, даже агрессию.

Быть патриотом, любить и уважать Родину считалось чем-то слишком громким, публичным, пафосным и неискренним.

Не удивительно, что в 90-е годы к идее ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ относились столь же пренебрежительно. Она либо замалчивалась, либо полностью отрицалась, либо звучала неактуально.

В СССР определение ПАТРИОТИЗМА звучало так: «готовность и способность к самоотверженной защите Отечества», а компонентом социалистического (коммунистического) воспитания являлось военно-патриотическое воспитание.

Между тем у людей, выросших в Советском Союзе и воспитанных в духе патриотизма и любви к Родине, появлялись дети – новые поколения россиян, многие из которых уже не ощутили на себе идеи патриотического воспитания.

 

ПАТРИОТИЗМ В РАЗНЫХ КУЛЬТУРАХ

Как же ПАТРИОТИЗМ трактуется в мировых культурах?

Рассмотрим примеры:

  • Греческое слово patrís означает родина, а понятие «патриотизм» понимается как «любовь к родине».
  • Английское слово patriot – это человек, оказывающий поддержку своей стране. Патриот обладает и демонстрирует чувства и качества, которые обозначены понятием patriotism.
  • В англоязычных странах патриотизм имеет более практическое осмысление: «поддерживать страну полезными действиями, помогать ей конкретными поступками».
  • В Восточной Азии основной конфуцианской принцип патернализма понимается как «сыновняя почтительность, долг и уважение к предкам, родительская забота» [Долган А.Г. Межкультурное бизнес-взаимодействие в АТР и подготовка к нему студентов-дальневосточников в процессе обучения английскому языку. – Хабаровск, РИЦ ХГАЭП, 2015, с. 29]. Патриотизм выражается в преданности родине, родителям, семье и традициям. В Китае, например, патриотизм – это, скорее, ценность, которую китайцы впитывают в себя с детства.

К примерам у нас имеются вот такие иллюстрации:

  1. Именно чувство патриотизма движет миллионы китайцев, когда в преддверие Нового года Китай становится территорией массовой миграции в родные места, к родителям.
  2. Китайцы, работающие или имеющие бизнес за границей, всегда оказывают финансовую поддержку родственникам в Китае, чем помогают и стране. И это тоже патриотизм.

 

ЧТО СЕГОДНЯ

Сегодня нам ближе и важнее понимание ПАТРИОТИЗМА как состояния человека, готового совершать практически полезные для страны поступки и быть нужным обществу, быть «истинным гражданином».

«Истинным» гражданином человек может стать в результате ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ, направленного на становление личности. Точнее – ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

Сегодня гражданско-патриотическое воспитание снова становится жизненно важным стране и обществу, а многие сферы воспринимаются как ориентир процесса формирования молодежи. Вот только несколько из таких направлений:

  • экономика
  • оборона
  • политика
  • экология
  • престиж страны
  • информационная безопасность
  • сохранение населения и его здоровье
  • благосостояние граждан
  • подготовка и сохранение квалифицированных кадров.

 

ПРОТОРЕННАЯ ДОРОЖКА: ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Сегодня многие согласятся, что военно-патриотическое воспитание – не самый главный компонент гражданско-патриотического воспитания. Но сбиться с решения вопросов гражданско-патриотического воспитания на проторенную, военно-патриотическую, дорожку очень легко и даже очень заманчиво.

Вот примеры, доказывающие это:

  • По сравнению с организациями другой направленности военно-патриотические и спортивные клубы получают ощутимую государственную поддержку.
  • Создание «юнармии», бесспорно, важно и интересно, но факт, что инициатором её появления стало правительство, не говорит о том, что общественности «юнармия» была столь необходима.
  • Распределение многочисленных грантов на реализацию и продвижение военно-патриотических проектов, популяризации службы в армии также говорит о том, что военно-патриотическое воспитание превалирует сегодня.

Однако «гражданский» аспект патриотического воспитания более обширен.

 

FarEasternization продолжит публикацию в части 2 и напоминает, что любое использование, в том числе цитирование и перепечатка, авторских статей с нашего сайта обязывает вас указывать источник и ссылку на автора и FarEasternization!

 

Ссылка на основную публикацию
error: Content is protected !!