О патриотизме в вопросах и примерах Часть 2

В части 2 публикации рассматриваются особенности гражданско-патриотического воспитания на Дальнем Востоке РФ, вопросы патриотического воспитания в регионе и примеры, иллюстрирующие материал.

© А. Долган, к.п.н., директор АНО «Дети и взрослые», г. Хабаровск

© А. Шарова, триптих «Уссурийская тайга», г. Владивосток

 

Анастасия Шарова, триптих «Уссурийская тайга», преподаватель Нина Зуева, г. Владивосток

 

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

«Гражданский» аспект патриотического воспитания более обширен. Что понимается под термином «гражданственность»? – Он включает следующее:

  • готовность защищать родную землю
  • бережное отношение к природе
  • знание родных мест, их истории
  • гордость за подвиги своих соотечественников
  • уважение к другим культурам
  • умение жить в дружбе с представителями других национальностей
  • стремление быть полезным своей стране и обществу
  • осознание значимости своей страны в мире и участие в деле укрепления её позиций.

Термин «гражданское воспитание» применяется в нормативно-правовых документах, научных публикациях наряду со следующими понятиями:

  • «гражданская идентичность»
  • «национальная идентичность»
  • «гражданское образование»
  • «самоопределение личности»
  • «гражданские (социальные) компетенции» и другие –

– педагоги, исследователи нацеливают гражданско-патриотическое воспитание на сохранение подрастающим поколением собственной идентичности.

Логинова А.А. Интернет-проект как эффективное средство формирования гражданской идентичности детей и подростков. Образование в XXI веке. – Тверь: ООО «КУПОЛ», 2009, с. 72: Исследователи выделяют:

  • гражданскую идентичность – воспитание гражданского патриотизма и любви к Родине
  • этническую – приобщение к национальной культуре и знания о родине
  • общечеловеческую – приобщение к общемировой культуре и истории, общечеловеческим ценностям и достижениям.

Эти виды идентичности можно объединить понятием «национальная идентичность», когда человек осознает «свою принадлежность к определённой социокультурной группе, её ценностям, нормам, образцам поведения, языку» [Садохин, А.П. Введение в межкультурную коммуникацию. – М.: Изд-во «Омега-Л», 2009, с. 50].

Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание можно определить как процесс, направленный на формирование способности подрастающего поколения сохранить свою национальную идентичность в постоянно развивающемся и быстро изменяющемся мире.

 

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ: ЕСТЬ ЛИ ОСОБЕННОСТИ 

Сегодняшняя молодежь ежеминутно испытывает на себе влияние мировых глобальных перемен – уже не только «вестернизации», но и «истернизации» (по аналогии: west – запад, east – восток; westernization – процесс принятия западного образа жизни, easternization – процесс принятия восточного образа жизни и поведения – об этом в статье «Что означает слово FarEasternization?» ЗДЕСЬ). Хотя процесс принятия нами, дальневосточниками, образа жизни и поведения народов Восточной Азии не столь явный, не столь масштабный.

В тоже время территориальная, географическая близость, сотрудничество, интерес к культурам соседей, туризм служат неким «мостом» для диалога, для изучения языков, обычаев, истории, менталитета и поведения жителей Восточной Азии. Но молодой человек должен рассматривать себя с позиций представителя российского общества, принимающего и соблюдающего законы, нормы, осознающего свою принадлежность к обществу и российским ценностям, уважающего культуры народов страны.

И задачей гражданско-патриотического воспитания является формирование мировоззренческих свойств, личностных, социальных и культурных качеств.

Другими словами, речь идет о формировании свойств, которые:

  • будут способствовать сохранению национальной идентичности и
  • помогут быстро и безболезненно адаптироваться к жизнедеятельности и сотрудничеству в условиях поликультурного региона,
  • снизить риск получения культурного и профессионального шока и
  • позволят подрастающему поколению оставаться истинными гражданами РФ.

 

ВОПРОСЫ 

Можно ли считать ПАТРИОТАМИ дальневосточников, КОТОРЫЕ:

  • Занимая первые должности в правительствах региона, не сделали НИЧЕГО, чтобы сохранить дальневосточные промышленные предприятия? Пример: завод «Дальдизель», кондитерская фабрика «Спутник», которые Хабаровский край утратил при губернаторе Викторе Ишаеве.
  • Тяжко поработав на руководящих позициях на Дальнем Востоке и позаботившись о собственной дальнейшей карьере, перепорхнули через океан или через всю страну с востока на запад и оставили после себя то, что обеспечило их настоящее личное благосостояние, но не принесло долгосрочных перспектив экономикам самих регионов? Пример: экс-мэр Хабаровска, ныне житель иной страны Александр Соколов, при котором город застроился кучей торговых центров, а вот ни одного градообразующего завода не приобрел.
  • Весьма активно хлынули в депутатский корпус разных уровней, а утвердившись там, быстренько притихли и как-то не торопятся сворачивать горы и делать нашу жизнь лучше? Пример: нынешние депутаты краевого и городского законодательных органов Хабаровска и края. Вы можете назвать имя хотя бы одного депутата? А можете рассказать о реальных достижениях, которые они успели сотворить на депутатской ниве?
  • Будучи обычными гражданами, не хотят проникнуться простыми истинами: соблюдай правила и законы, не свинячь вокруг себя и под себя. Короче, не будь гадом. Пример: в Хабаровском и Бикинском районах несколько озер с редчайшими лотосами, которые любят чистую воду, запросто могут заглохнуть, потому что летом туда приезжают орды «любителей» природы. А что после них остается? – Правильно! После этих «натуралистов» на озерах остаются целые мусорные эвересты!
  • Те жители севера Дальнего Востока, которые распахивают тундру, сопки, ягодники под огороды, которые устраивают заездки на нерестовых реках, которые вылавливают тонны лосося и тут же потрошат их, забирая икру и оставляя мертвую рыбу на берегах рек?
  • Или те, кто легко отказываются от собственной национальной принадлежности ради вступления в общины коренных малочисленных народов Севера отнюдь не с целью оказать поддержку, а чтобы воспользоваться льготами членов общины?

 

НЕМНОГО ПОЗИТИВА

Немного позитива – потому что позитивных примеров в процессе гражданско-патриотического воспитания на Дальнем Востоке РФ, конечно, гораздо больше, чем негативных примеров. Вот некоторые из них:

  • Всё больше крепнут дальневосточные некоммерческие организации, которые нацелены на работу с молодежью региона.
  • Неуклонно набирают популярность и массовый характер социальные акции, добровольческие движения, сообщества сторонников ЗОЖ, охраны природы (одна из этих акций — «Бессмертный полк»).
  • Дальний Восток России чаще звучит в информационном мировом пространстве, а это здорово!

 

FarEasternization приглашает вас подумать над вопросами, поднятыми этой публикацией, т.к. она – всего лишь начало серьёзного разговора на нашем сайте! 

 

Ссылка на основную публикацию