После проекта «Иннокентий Вениаминов – великий дальневосточник: всё только начинается

После проекта «Иннокентий Вениаминов – великий дальневосточник: всё только начинается

Завершается проект АНО «Дети и взрослые», выполненный на средства президентского гранта. Вернее, один из двух проектов АНО «Дети и взрослые», победивших в Конкурсе президентских грантов. Мы ведем речь о проекте «Иннокентий Вениаминов – великий дальневосточник».

Как проект изменил наши знания об Иннокентии Вениаминове, что теперь мы можем рассказать об этом великом дальневосточнике, как повлиял проект «Иннокентий Вениаминов – великий дальневосточник» на жителей Хабаровского края? Попробуем обобщить информацию и результаты мероприятий проекта.

Что мы узнали об Иннокентии Вениаминове

Что мы узнали об Иннокентии Вениаминове, в миру Иване Евсеевиче Попове, но гораздо более известном, как святитель Иннокентий (Вениаминов) – архимандрит, епископ Алеутский и Камчатский, архиепископ Камчатский и Якутский, митрополит Московский и Коломенский?

Узнали много, но еще больше предстоит узнать, потому что:

  • Святитель Иннокентий (Вениаминов) – человек, который так много сделал для развития Сибири и Дальнего Востока, для жителей этих территорий, что его труды гораздо значительнее и весомее, чем миссионерская деятельность.
  • Иннокентий Вениаминов большую часть жизни провел в Русской Америке, на Дальнем Востоке, в Сибири, поэтому он в равной степени – настоящий сибиряк и настоящий дальневосточник.

И конечно, дальневосточники, живущие в Хабаровском крае, постепенно открывают для себя многогранную личность святителя. Своим проектом «Иннокентий Вениаминов – великий дальневосточник» АНО «Дети и взрослые» представила для них сведения, которые до сих пор были известны не всем.

Что нового дал проект «Иннокентий Вениаминов – великий дальневосточник»

Вот некоторые из сведений, пока известные не всем, но участникам мероприятий проекта – они точно уже известны:

  • Святитель Иннокентий (Вениаминов), после учебы в Иркутской духовной семинарии, службы в Благовещенской церкви и получения сана в 1823 году отправился на Алеутские острова, и это стало началом его жизнедеятельности в Русской Америке и на Дальнем Востоке. Здесь он проведет более 40 лет своей жизни.
  • Обретенные в годы учения навыки в механике и проведении исследований навыки (изготовление водяных и солнечных часов, шкатулок, даже органа) напомнят о себе на острове Уналашка, где Иннокентий Вениаминов много сделал для просвещения коренных жителей: не просто инициировал создание школ и училищ, а и сам построил церковь, заодно обучив помощников-алеутов плотницкому, столярному, кузнечному делу, выделке кирпича и каменной кладке.
  • Много времени Иннокентий Вениаминов проводил в путешествиях. Даже самое первое путешествие из Иркутска до Русской Америки было и долгим, и трудным, и интересным: по реке Лене сплавом до Якутска; от Якутска через тысячи вёрст тайги, гор, болот, речных переправ до Охотска; дальше на парусном судне по Тихому океану до столицы Русской Америки Новоархангельска; и наконец до села Никольское на Уналашке.
  • Иннокентию Вениаминову приходилось преодолевать большие расстояния на единственно возможном транспорте, традиционном для алеутов, эскимосов – на санях, на каяках, байдарках, пешком. С алеутами, ительменами, коряками Иннокентий Вениаминов и путешествовал. Убедившись в преимуществе алеутской парки и камлейки перед бархатным казакином и шароварах, он и сам их надел.
  • Святитель изучал природу, климат, одежду, фольклор, быт, а также характер, поведение коренных жителей и учился их языку, настолько преуспев, что составил грамматику алеутско-лисьевского языка, представил бесценные материалы по этнографии и лингвистике в «Записках об островах Уналашкинского отдела».
  • Святитель ценил красоту и величие природы, окружавшей его все эти годы, и выступал за сохранение морских бобров и котиков, составил таблицу вероятной возможности размножения котиков. На Уналашке есть роща «бышопа Вениаминова», как называли его местные жители.
  • Иннокентия Вениаминова интересовал вопрос происхождения двух материков – Азии и Америки, как заселялся север Америки, что общего есть у народов Азии и Америки. Он задумывался над происхождением коренных жителей Русской Америки – алеутов, эскимосов, индейцев. И его беспокоили вопросы сохранения их древней культуры, среды их обитания, их будущего.
  • В 1840 году была создана Камчатская, Алеутская и Курильская епархия, и Иннокентий (Вениаминов) был назначен первым епископом огромной по территории от Русской Америки до Камчатки, Чукотки и Охотского края, позже присоединилась Якутия. Ему довелось общаться и работать с такими государственными людьми, как Н. Муравьев, Г. Невельской, В. Завойко.
  • Святитель Иннокентий (Вениаминов) всегда и везде действовал как педагог, просветитель и наставник. Не только «светом веры Христовой» просвещал Иннокентий Вениаминов коряков, чукчей, якутов, тунгусов, юкагиров, эвенов и других коренных народов огромного региона, но приобщал к христианской культуре и цивилизации и выступал за мирное и добровольное обращение людей в православную веру.

  • В эту пору Владыка начал глубоко входить в вопросы политики, дипломатии, в решение государственных дел. Вместе графом Н. Муравьевым-Амурским они сделали многое для Дальнего Востока, и самое важное и значимое дело стало политическим решением вопроса о государственной принадлежности реки Амур и прилежащих территорий, а с ним и вопроса определения границы между Китаем и Россией.
  • Архиепископ Иннокентий совершил путешествие по Амуру и составил подробную записку «Нечто об Амуре», в которой представил результаты наблюдений и опросов, обосновал значимость Амура для России, возможность навигации по реке, изложил свои соображения по заселению россиянами берегов Амура, «когда для них тесно будет в России».
  • Вот, какие выводы сделал святитель об Амуре:

— Амур – удобное средство для сообщения Сибири с океаном.

— Амур – путь для снабжения товарами, продуктами территорий, которые находятся к востоку от Сибири (Камчатка, острова и т.д.) и к западу.

— Амур удобен для судоходства, а климат и его берега – для заселения.

— Развитие территорий, сопряженных с Амуром поможет и развитию Забайкалья.

  • Иннокентий Вениаминов характеризуется как стратег, обосновавший возведение крепости на Амуре, заселение реки казаками, строительство постов, нужность тяжелого флота, гавани в Де-Кастри и Императорской гавани. В Николаевске он наблюдал, как вырастал передовой пост – на Амуре появлялась крепость с мачтами кораблей, фортификационными сооружениями.
  • И вот 1858 год – значимый для Н. Муравьева и святителя Иннокентий, значимый для Дальнего Востока, для России. В этом году во время третьего сплава по Амуру генерал-губернатора Муравьева были основаны Хабаровка и Софийск и (главное!) 16 мая подписан Айгунский договор. По договору официально закреплялась государственная граница между Россией и Китаем. Сложный для России международный вопрос был решен благоприятно, мирным путем.
  • Часть пути Владыка сопровождал Муравьева, а потом встретил его и экспедицию в Усть-Зейском посту – в том же году 27 мая, пост был переименован в Благовещенск, который стал центром Камчатской епархии. Владыка переехал в Благовещенск.

Через 10 лет Иннокентий Вениаминов был назначен Митрополитом Московским и Коломенским. 31 марта 1879 года его не стало.

6 октября 1977 года решением Священного Синода он был причислен к лику святых Русской православной церкви.

Что было сделано в процессе реализации проекта

Проект призван содействовать сохранению исторической памяти. Перечислим только основные мероприятия:

  1. Мы исследовали научные, документальные, электронные источники, редкие церковные, краеведческие книги о деятельности святителя Иннокентия (Вениаминова) как ученого-гуманиста, этнографа, лингвиста, механика, художника, активного участника освоения берегов Тихого океана, Русской Америки, дальневосточных земель и Приамурья.
  2. Мы оцифровали и разместили на сайте АНО «Дети и взрослые» https://youthdv.ru книгу А. Сильницкого «Жизнь Иннокентия (Вениаминова)» 1897 года издания.
  3. Результатом исследования стал выпуск буклета об Иннокентии Вениаминове, оформление мобильной выставки, Межрегиональная научно-практическая конференция с последующим изданием электронного сборника материалов.
  4. Мы осуществили экспедиции в места, связанные с пребыванием Иннокентия Вениаминова, собрали фотоматериалы, встретились с жителями четырех районов.
  5. Весь собранный материал использован для создания лекции-презентации о святителе и экскурсии по мобильной выставке. Мы постарались широко распространить знания об Иннокентии Вениаминове, посещая школы, библиотеки в Хабаровске и крае и публикуя информацию на трех популярных сайтах.

Что будет по завершении проекта

Проект «Иннокентий Вениаминов – великий дальневосточник» – это пятый проект, реализуемый АНО «Дети и взрослые» на средства президентского гранта. А мог бы быть первым, потому что прошло без малого восемь лет от замысла до подачи заявки на конкурс – так долго рождался проект. Он многим отличается от идеи, которая была грандиозной, мощной, рассчитанной на длительный, дорогостоящий проект.

И сегодня, когда проект завершается, становится понятно, что осталось много задумок, а какие-то появились в процессе работы. Ясно, что этот проект – не окончание, а начало большой и долгосрочной деятельности АНО «Дети и взрослые» по распространению знаний о великом дальневосточнике Иннокентии Вениаминове.

Есть кое-что очень нужное и важное, что мы хотим осуществить, исправить, повторить, улучшить. К примеру:

  • Сделать так, чтобы все дальневосточники знали о святителе Иннокентии (Вениаминове) и ценили его вклад в развитие Дальнего Востока. Честно: пока мы работали над проектом, слышали очень часто фразы «А кто он?», «Так он не просто священник!», «Раньше мы ничего о таком человеке не знали», «Хорошо, что вы рассказываете о святителе, это нужно всем!»
  • Продолжить экспедиции по местам, связанным с деятельностью святителя. Стоит повторить: только в музее Николаевска-на-Амуре наши исследователи увидели экспозицию об Иннокентии Вениаминове и истории русской православной церкви в нашем регионе. Больше нигде – ни в Аяне, ни в Де-Кастри – не нашлось мемориальной доски, выставки книг о святителе, просто людей, которым интересно дело популяризации истории села и людей, работавших здесь.
  • Сразу вспоминается наша конференция (Межрегиональная научно-практическая конференция «Иннокентий Вениаминов – великий дальневосточник», 06.11.2020, Хабаровск), где С. С. Цуканов, к.ист.н., предложил назвать улицу в Хабаровске именем святителя Иннокентия (Вениаминова). Мы решили поддержать эту инициативу.
  • Исследовательская группа проекта не спешит заканчивать проведение лекций-презентаций о святителе, т.к. есть приглашения от учебных заведений, да и Хабаровский край большой – есть, куда везти нашу выставку и рассказывать об Иннокентии Вениаминове.
  • И, безусловно, появятся новые, интересные проекты.

Нет, АНО «Дети и взрослые» не просто не ставит точку на актуальном проекте, а наоборот, приглашает вместе работать над темой о великих дальневосточниках.

Сайт FarEasternization.ru вместе с АНО «Дети и взрослые» продолжит работу над развитием проекта «Иннокентий Вениаминов – великий дальневосточник». Вы обязательно прочитаете об этом здесь!

Ссылка на основную публикацию
error: Content is protected !!