Северный пост Николаевск-на-Амуре

Северный пост Николаевск-на-Амуре

© Фото Ирины Слезко

В прошедшем году АНО «Дети и взрослые» совершила экспедиции в несколько муниципальных районов Хабаровского края. Учитывая тот факт, что сегодня – совсем не то время для путешествий в отдаленные и труднодоступные поселения, мы особенно ценим возможности, которые открыл президентский грант. Ведь именно благодаря проекту «Иннокентий Вениаминов – великий дальневосточник» были организованы несколько поездок (о проекте можно прочитать ЗДЕСЬ).

Но настоящая публикация состоялась благодаря поездке Ирины Слезко в зимний Николаевск-на-Амуре. Эту снежную экскурсию по северному городу FarEasternization.ru и предлагает вам совершить.

Памятник Адмиралу Геннадию Ивановичу Невельскому от почитателей его заслуг 1913 год

Военный пост Николаевский

Дальневосточники знают, что в 19 веке у нас строились посты и заставы, а не города и деревни. Вот и этот северный город, расположенный в устье реки Амур, был военным постом Николаевским.

Своим возникновением город обязан, ни много, ни мало, адмиралу Геннадию Невельскому. В далеком 1850 году основатель Николаевска просто искал место для наблюдения за входящими судами и расположения зимовья. Тогда казалось, что место у входа с моря в Амур и есть важнейшее условие для будущего порта, крепости.

О том, что на месте зимовья вырастет город никто не загадывал. В то время подразумевалось, что порты-крепости, предназначенные для защиты острова Сахалин и реки Амур, станут перевалочными пунктами, торговыми портами по пути из России на восток и север. Поначалу пост Николаевский так и развивался: здесь жили моряки, военные и чиновники.

Неизменным и бесспорным был тот факт, что в 1913 году был выражен в надписи на памятнике Адмиралу Невельскому: «Первого августа 1850 года здесь впервые поднят русский флаг волею государя Николая Павловича и край присоединен к державе Российской», «Там, где поднят русский флаг, он уже опускаться не должен».

Зима в Охотоморье

Святитель Иннокентий (Вениаминов) о Николаевске

Если бы адмирал Невельской знал, что на месте зимовья вырастет город, он бы наверняка постарался изучить местность, ресурсы, либо принял все меры, чтобы после свёртывания временного пристанища на его месте осталась только тайга.

Вот, что писал о Николаевске святитель Иннокентий (Вениаминов), соратник и советник генерал-губернатора Н. Муравьёва и адмирала Г. Невельского:

«Николаевск стоит не на месте, не только в отношении удобств в жизни, но даже и в главном значении своем. Не умею сказать, соответствует ли он всем требованиям в стратегическом отношении. Морские же офицеры говорят, что находящиеся ныне батареи не имеют между собою общей связи, а этому препятствует местность… Относительно удобств жизни Николаевск не представляет почти никаких, кроме изобилия пока дров. Первая потребность для существования человека – воздух долго не может быть постоянно чист, до тех пор, пока окружающие его болота и тундры, на которых он стоит, не иссохнут, а для этого надобно много времени и рук. Вторая потребность – вода, которую пользуются ныне жители Николаевска, берется из залива, не имеющего почти никакого течения; тут берут воду на чай, тут же моют и белье».

Надпись на двухпудовой бомбовой пушке: 1843 год

Святитель имел собственное мнение о строительстве городов и селений на Амуре – ведь он не раз совершил экспедиции по реке. Размышляя о стратегическом положении Амура относительно соседей России по Тихому океану, Владыка четко определяет задачи, необходимые для упрочения Амура. Он видит главное неудобство в местоположении города в том, что:

«Николаевск во время нападения неприятеля небезопасен от выстрелов даже обыкновенной артиллерии. Говоря таким образом о Николаевске, я отнюдь не думаю винить основателей оного. Потому что здесь виноваты не люди, а обстоятельства… и настает необходимость устроить на Амуре порт и город, надобно обратить на это все внимание…

…Что теперь требуется для упрочения Амура? Требуется, во-первых, чтобы как можно ближе ко входу в него с моря была крепость, порт и город, — если не все вместе, то одно от другого не в дальнем расстоянии… Нынешний Николаевский пост в стратегическом отношении представляет первое, и в сравнении с близлежащими к нему местами лучшее для укрепления Амура место…».

Памятник Святому Николаю Чудотворцу

Северный город Хабаровского края

На Дальнем Востоке царской России было не так много населенных пунктов, и пост постепенно превращался в город. В нём сосредоточилась административная власть – Николаевск стал первым областным центром русского Приамурья со всеми приличествующими городу учреждениями.

Здесь уже находились:

  • канцелярия военного губернатора,
  • штаб командира портов Восточного океана,
  • областной суд,
  • судостроительная верфь,
  • механический и кирпичный заводы,
  • морской госпиталь,
  • библиотека,
  • музей,
  • морское училище.

Северный русский порт у океана быстро рос и каждый год принимал уже более десятка иностранных судов с товарами из США, Германии, Китая. А потом на берегу был воздвигнут памятник, и Святой Николай Чудотворец и теперь встречает гостей города – моряков и путешественников, чьим покровителем он является.

Храм святителя Николая Чудотворца

Николаевск – оплот православия в Приамурье и Охотоморье

А в 1857 году Иннокентий Вениаминов заложил первый храм Николаевска. Просторный, пятиглавый, соборный храм вырос на берегу Амура, на центральной площади города. Уже в 1858 году Владыка освятил его.

Трагична история этого храма. В 1912 году его разобрали с тем, чтобы в 1913 году начать строительство нового здания из кирпича и дерева. Храм не успели достроить, хотя богослужения и начались с 1915 года. Но вот на Амур пришла советская власть, и соборный храм повторил судьбу многих церквей на Руси – в 1920 году он был взорван.

Православный приход в Николаевске-на-Амуре был воссоздан только в 1992 году. Новый храм во имя святителя Николая Чудотворца возвели в 2002 году. А память о Владыке Камчатском Иннокентии (Вениаминове) сохраняется в краеведческом музее, где есть уголок «Православие в Николаевске».

Порт

Николаевск-на-Амуре

Николаевском-на-Амуре город стал именоваться уже в советское время. И это время тоже было непростым в его истории:

  • 1918 – год нападения на город японских интервентов.
  • 1922 – год освобождения Николаевска от японских войск советскими солдатами, которые и провозгласили советскую власть в городе.
  • 1926 – год, когда город получил новое имя – Николаевск-на-Амуре.
  • 1934 – год получения городом статуса административного центра Нижне-Амурской области.

Сегодня Николаевск-на-Амуре – небольшой город и небольшой порт. От Хабаровска его отделяет чуть меньше тысячи километров. С появлением Владивостока Николаевск, как и другие порты на Охотском море, стал терять свое значение: северные порты могли работать только полгода, так же, как и Амур, зимой они замерзали. Северный завоз – вот почему судоходство в крае еще живёт. Или доживает?

Улица Володарского ведёт прямо к памятнику Г. Невельского

Кстати, если направляться в город по федеральной трассе, туда все равно попадешь только на пароме (отправляется утром и вечером). А опоздал автобус, и пассажиры не успели на паром – садись на катер и плати в два раза дороже.

Еще одна функция Николаевска-на-Амуре – он чуть ли не единственный аэропорт на севере края, худо-бедно, регулярно-нерегулярно перевозящий людей из Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре в Аян, Чумикан. Самолетики-чебурашки и вертолеты – это то, что осталось от некогда крепкого авиапарка.

За сколько можно добраться в Николаевск-на-Амуре из Хабаровска (цены осени и зимы 2020 г.):

  • На автобусе до Подгорного 3100 рублей/билет, дорога занимает от 18 часов. На катере до Николаевска-на-Амуре 400 рублей/человек.
  • На самолете Ан-24 из Хабаровска в Николаевск и обратно – больше 18000 рублей, лететь предстоит 1 час 50 минут. Взял билет в одну сторону – плати в пределах 10000 рублей. Само собой, если у вас николаевская прописка, дорога обходится вдвое дешевле (но тоже не дешево).

Ну, а по Амуру пассажирский транспорт в Николаевск почти не ходит – ветераны-метеоры совершают поездки от Николаевска-на-Амуре до Комсомольска-на-Амуре, а дальше пассажиры пересаживаются на автобус и – в Хабаровск. Старенькие теплоходы «Василий Поярков», «Семен Дежнев», «30 дет ГДР» (то бишь «Звезда Амура») проданы, ракеты изжили свой срок. Только редкий грузовой транспорт деловито тащит «северный» груз, спешит – ведь дальневосточное лето коротко…

Сайт FarEasternization.ru перенаправляет вас СЮДА – вспомните нашу публикацию-комментарий к материалу о реке Амур из журнала The Economist и, как всегда, просит поставить оценки (звездочки в конце статьи), сделать репосты и поделиться нашей публикацией со всеми, кого знаете!

Ссылка на основную публикацию
error: Content is protected !!