Социальное партнёрство: потенциал не раскрыт

FarEasternization продолжает разговор о некоммерческих организациях в России и в особенности – на Дальнем Востоке страны. Мы предлагаем обсудить тему социального партнерства в различных сферах жизни общества.

В социальном партнерстве заинтересованы многие организации. Но, по мнению автора публикации, сами партнеры рассматривают социальное партнерство несколько односторонне, а потенциал социального партнерства в полной мере еще не раскрыт.

© А. Долган, к.п.н., директор АНО «Дети и взрослые» 

 

НАЧАЛО РАЗГОВОРА О СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ 

В публикации «Некоммерческие организации – какие они» (прочитать статью можно ЗДЕСЬ) уже говорилось об истории АНО «Дети и взрослые», её 15-летнем опыте работы в секторе НКО и сотрудничестве с отдельными гражданами и организациями всей страны и мира. Мы успешно работаем не только с использованием средств грантов, но и реализуя добровольческую деятельность, и привлекая другие средства. Поэтому «Дети и взрослые» отнюдь не существуют от проекта к проекту, а стабильно реализуют свои цели и задачи. Даже при отсутствии финансово-материальной деятельности.

И вот тут-то самое время начать разговор о социальном партнерстве.

Последнее время о социальном партнерстве говорят, пишут, интересуются, используют в практике… Социальное партнерство планируют, устанавливают, укрепляют,  развивают… А всё, что касается социального партнерства со стороны чиновничье-бюрократической машины, похоже, уже сделано. В отчетах – уж наверняка.

Поэтому мы не станем приводить общепринятое определение социального партнерства. Лучше поделимся своим представлением этого явления и перейдём к существу вопроса.

А по существу вопроса имеем сказать следующее: есть гораздо больше мифов (неверных представлений, заблуждений, досужих мнений и т.п.), чем реального понимания того, чем на деле является социальное партнерство.

 

НЕВЕРНОЕ ПОНИМАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА 

Итак, в чем состоит неверное понимание социального партнерства? Вот несколько досужих мнений об этом явлении:

  • Это сотрудничество конкретной НКО и некой организации (чаще всего бюджетной) в рамках определенного проекта.
  • При этом НКО привлекает материальные ресурсы партнера – помещения, оборудование – в качестве собственного натурального вклада в проект.
  • Или, наоборот, при этом НКО заинтересована в участии большого количества представителей целевых групп, которыми располагает организация-партнер и не располагает НКО.
  • НКО нуждается в интеллектуальных ресурсах партнера – специалистах, программном обеспечении, книгах, информационных источниках, которых можно бесплатно использовать в рамках партнерства.

Вариантов много, но в них НКО отводится не очень положительная роль. Роль пользователя чужих ресурсов.

А что ожидается от партнеров в рамках социального партнерства? Вот очередной список заблуждений на этот счет:

  • Организация-партнер умело пользуется социальным партнерством с НКО, чтобы потом успешно отчитаться перед вышестоящими органами. Зачастую партнерский проект в отчете выдаётся этой организацией за свой собственный.
  • Партнеру ничего не перепадает от гранта, субсидии, полученных НКО на реализацию совместного проекта. Ну, разве что совместные сборники материалов или методички, что-то из расходных материалов или канцтоваров.

Этих двух вариантов пока достаточно. Поехали дальше.

 

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

На самом деле социальное партнерство может осуществляться в различных видах деятельности. Вот некоторые из них:

  • Консультативная, обучающая, интеллектуальная
  • Информационная
  • Ресурсная помощь
  • Научно-исследовательская
  • Проектная, совместная реализация проектов
  • Специфическая, например, краеведческая
  • Организационная поддержка в проведении мероприятий.

Причем сотрудничество в социальном партнерстве может быть многосторонним и взаимовыгодным. Покажем на реальном примере.

 

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО: РЕАЛЬНАЯ ПРАКТИКА

Мы готовы поделиться примером социального партнерства – из реальной практики социального партнерства АНО «Дети и взрослые» и МБОУ СОШ № 58 г. Хабаровска (далее – школа 58), с которой нас связывают более 15 лет сотрудничества. В основе такого долгого взаимодействия лежат личные отношения – сотрудники двух организаций хорошо знакомы и давно дружат, к тому же учитель школы В. Земцева – бессменный главный координатор детских программ «Детей и взрослых». Поэтому школа 58 – постоянный участник ВСЕХ наших программ и проектов.

В рамках образовательных и просветительских проектов дети из школы 58 посетили военные части края, Биробиджан, Сикачи-Алян, заповедники, предприятия Хабаровска.

Ни один из пяти Международных фестивалей «ОКЕАН ДРУЖБЫ И МЕЧТЫ» не прошел без участия школы 58. В мероприятиях проекта «Арт-галерея на старинной лестнице» ребята этой школы-партнера занимались на мастер-классах, соревновались в конкурсах-викторинах, представляли своё творчество на выставках. Театральная студия проекта «Сказка в рюкзаке» базируется в школе 58.

Учителя тоже активно участвуют в работе «Детей и взрослых». Они – авторы научных, методических, практических статей сборников материалов, издаваемых нами. Многие из них прошли обучение на наших семинарах. Некоторые входят в проектные группы, и мы намерены продолжать практику вовлечения учителей этой школы в реализацию грантовых проектов, чтобы они могли получить опыт такой работы.

Вот, что АНО «Дети и взрослые» получает от социального партнерства с МБОУ СОШ № 58 г. Хабаровска:

  • Информационную поддержку в виде освещения проектов на сайте школы
  • Организационную помощь – это участие детей и педагогов в наших мероприятиях

Заметьте: помещения, площади и оборудование здесь не упоминаются.

Чем социальное партнерство интересно коллективу школы 58:

  • Информационной деятельностью – наши сайты и социальные сети рассказывают о достижениях школьников и учителей
  • Консультациями и методической помощью
  • Интересными мероприятиями (к тому же бесплатными!)
  • Вовлечением в инновационную, социально ориентированную, грантовую деятельность.

АНО «Дети и взрослые» имеет много партнеров, но хотела бы, чтобы взаимодействие с ними было таким же долгим и взаимовыгодным, как со школой 58.

 

ЭТИКА В СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ 

Любое партнерство, в том числе и социальное партнерство, должно основываться на соблюдении этики. Когда проект осуществляется силами двух или нескольких сторон, странно вдруг узнать (услышать, прочитать, увидеть), как один из партнеров рассказывает о проекте, не упоминая других (иногда основных) участников. На этом сотрудничество партнеров, как правило, заканчивается.

Трудно ли выполнять этические правила, если социальное партнерство интересно его участникам? Нетрудно, ведь от них ожидается не так уж много. Например, соблюдение следующих условий:

  • Обязательное указание на оператора проекта, финансирующей стороны, партнеров во всех публичных источниках
  • Размещение наименований и логотипов сторон на всех рекламно-информационных продуктах проекта
  • Неразглашение деталей проекта (например, планов, идейных замыслов), если это оговаривается оператором
  • Благодарности – письменные и устные – участникам взаимодействия.
  • Ссылки на партнеров в дальнейших информационных продуктах и в деятельности и т.п.

АНО «Дети и взрослые» очень ценит партнерство со школой 58 именно за уважительные, этические отношения и благодарна коллективу учителей и учеников за столь долгое сотрудничество.

 

FarEasternization делится с вами всем нужным и интерсным, что есть на Дальнем Востоке России. А вы поделитесь нашей публикацией с родными, друзьями и знакомыми! Если она вам понравилась, поставьте «5» (последняя звездочка в конце статьи)! Пишите в раздел «комментарии» и делайте репосты!

 

Ссылка на основную публикацию