Зея и Зейская ГЭС

Зея и Зейская ГЭС

© Фото из архива семей Махусаевых – Долган

Часть 2

В части 1 информационно-аналитический портал о Дальнем Востоке и дальневосточниках FarEasternization.ru поделился историей Зейской ГЭС и её строителя Евгения Махусаева.

Мы ведём беседу дальше, ведь река Зея, город Зея и Зейская ГЭС стоят того, чтобы о них рассказывать.

Зея – река и город

У могучего, сильного Амура такие же притоки. Они и коварные, и сильные, и богатые. Вот и Зея – своенравная, капризная река. Сколько лет люди живут с ней бок о бок, столько видели от неё и добра, и беды, и пользы:

  • Богатая рыбой Зея – кормилица,
  • Зея – поилица, она поит тайгу, орошает поля и луга,
  • Зея – хранительница лесов, которые подступают к ней со всех сторон и скрывают птиц и зверей от охотников,
  • Водный путь для судов – это тоже Зея
  • И Зея – главный энергетический ресурс нашего Дальнего Востока.

Где-то в верховьях, в горных хребтах, Зея спрятала богатый клад, да так и не позволила людям хоть одним глазком взглянуть на свои сокровища. Но и люди не очень-то надеялись на её богатства, а действовали:

  • Занимались оленеводством, охотой, рыболовством,
  • Земледелием – землепашеством, огородничеством,
  • Лесозаготовками,
  • Извозом,
  • Ремесленничеством,
  • Торговлей,
  • Золотодобычей, исследованием недр и поиском ценнейших месторождений золота, серебра, меди, молибдена.

А Зея не сдавалась, устраивала наводнения, разрушала всё, что есть вокруг, и люди строили поселения, дороги, пристани. Зейскую пристань они переименовали в город Зея.

В Зее дореволюционного периода уже располагались почтово-телеграфная контора, отделение банка, кузнечные, столярные мастерские, пивоваренный, лесопильный, кожевенный заводы, золотопромышленные предприятия, отделение Амурской железной дороги, канцелярии горного инженера и горного исправника, камера мирового судьи.

В советское время город продолжал расти, появилась потребность в электричестве, и тут люди увидели новые возможности, которые можно извлечь из реки Зея – это строительство ГЭС. Большая стройка повлекла за собой активное развитие города. Продольные и поперечные улицы старого города приросли новыми микрорайонами, площадью, школами, больницами, магазинами. Но появились проблемы.

Проблемы экологии Зеи

ГЭС строилась, а Зея показывала характер – ей многое не нравилось.

Не нравилось Зее, как создавалось водохранилище:

  • без проведенной должным образом лесоочистки;
  • с затоплением 2295 км2 с лесами, пашнями, сенокосами, населенными пунктами;
  • без учета пути прохождения рыбы на нерест;
  • без оценки влияния ГЭС на климат.

Люди не заботились об экологии реки, хотя могли, должны были предвидеть, что затопленный лес всплывёт и станет опасным для судов. Даже сегодня лес поднимается со дна, и одиночные стволы при встрече могут стать угрозой.

Проведя неполную лесоочистку, люди не подумали, что разлагающийся на дне лес образует фенолы. Сегодня фенолы отравляют реку, её обитателей и негативно воздействуют на здоровье людей.

Вся территория вокруг Зеи испытала на себе и изменение климата, ведь на сто километров ниже плотины река не замерзает, вода так и стоит, окутанная в тяжелый туман.

И давно нависла потребность в тщательном исследовании влияния ГЭС на ихтиосферу Зеи. Перемены в климате, колебания уровня воды в водохранилище, перекрытие пути рыбы к местам нереста, вредное воздействие на микроорганизмы – это далеко не все вопросы, которые поднимает сегодня жизнь.

Как добраться до города Зеи и выбраться из него

Добраться до Зеи непросто:

  • Чтобы попасть в Зею, хабаровчане, например, едут на поезде до станции Тыгда. Можно на нерюнгринском поезде, можно на «России».
  • Берем билет в плацкартный вагон за 2 тысячи (или что-то около того – такая цена была осенью 2020 года)
  • Садимся в поезд днем (15.00), а рано утром (6.20) следующего дня мы уже в Тыгде.
  • Подкрепиться негде. Едим и пьём то, что осталось от дорожных припасов.
  • Рейсовый автобус начинает работать днем, поэтому подряжаем местного жителя (помните – извоз всегда был важным занятием населения) за 3 тысячи на двоих.
  • Ехать час с небольшим (109 км) – дорога плохая, и водитель машину бережёт.

Одну половину дороги и расходов мы вам описали. Теперь докладываем о том, как выбирались из Зеи:

  • Заранее заказываем места в маршрутке – 600 рублей с человека. Водитель заезжает за пассажирами, что очень удобно для тех, кто обременен багажом. По дороге в Тыгду автомобиль заезжает ещё и в Овсянку – там тоже есть желающие добраться до станции.
  • Из Тыгды поезд отходит поздно вечером, примерно в 23.00, а в Хабаровск пребывает в 17.00.

Таким образом, в сумме все путешествие Хабаровск – Зея – Хабаровск составляет от 36 до 37 часов, а расходы на одного человека от 6000 рублей, не считая проживания и питания в Зее.

В советский период в Зею летали самолеты, благо аэропорт рядом с городом, рейсовый автобус ходил регулярно. В 2021 году (впервые за долгое время) появилась информация о запуске рейса Хабаровск – Зея – Хабаровск, и цена авиабилета приравнялась к дорожным расходам. Но экономия времени, конечно, заметна.

Что посмотреть в Зее

Город Зея не считается местом, привлекательным для туристов. Хотя сама ГЭС могла бы стать достопримечательностью для экскурсантов. Но на территорию станции доступа нет – объект закрытый. Речи о площадке или галерее для экскурсий пока не ведётся. Поэтому нет и возможности увидеть аллегорическую скульптуру – символ Зейской ГЭС, увидеть станцию и ощутить её мощь.

Правда, есть мост, есть скульптурная композиция в честь строителей ГЭС, центральная площадь имени Шохина и стела в честь 100-летия города, два городских парка. Старый город является прекрасным примером российской глубинки. Здесь можно посетить музей истории золотодобычи и Зейский краеведческий музей.

А еще здесь просто живут люди – в микрорайонах, построенных в период строительства ГЭС. Они ходят на китайскую ярмарку, в магазины, кино, стадион, посещают городские мероприятия. В Зее вырастают энергетики, медработники, писатели, транспортники, учителя, которые хотят, чтобы их город развивался и процветал.

Сайт FarEasternization.ru благодарит всех, кого заинтересовал наш рассказ о Зее, Зейской ГЭС и о жителях города. Спасибо всем, кто поделился этими двумя публикациями со своими близкими!

А мы готовы и дальше знакомить вас с Дальним Востоком и дальневосточниками! 

Ссылка на основную публикацию
error: Content is protected !!