В части 2 публикации рассматриваются особенности гражданско-патриотического воспитания на Дальнем Востоке РФ, вопросы патриотического воспитания в регионе и примеры, иллюстрирующие материал.
© А. Долган, к.п.н., директор АНО «Дети и взрослые», г. Хабаровск
© А. Шарова, триптих «Уссурийская тайга», г. Владивосток
«Гражданский» аспект патриотического воспитания более обширен. Что понимается под термином «гражданственность»? – Он включает следующее:
Термин «гражданское воспитание» применяется в нормативно-правовых документах, научных публикациях наряду со следующими понятиями:
– педагоги, исследователи нацеливают гражданско-патриотическое воспитание на сохранение подрастающим поколением собственной идентичности.
Логинова А.А. Интернет-проект как эффективное средство формирования гражданской идентичности детей и подростков. Образование в XXI веке. – Тверь: ООО «КУПОЛ», 2009, с. 72: Исследователи выделяют:
Эти виды идентичности можно объединить понятием «национальная идентичность», когда человек осознает «свою принадлежность к определённой социокультурной группе, её ценностям, нормам, образцам поведения, языку» [Садохин, А.П. Введение в межкультурную коммуникацию. – М.: Изд-во «Омега-Л», 2009, с. 50].
Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание можно определить как процесс, направленный на формирование способности подрастающего поколения сохранить свою национальную идентичность в постоянно развивающемся и быстро изменяющемся мире.
Сегодняшняя молодежь ежеминутно испытывает на себе влияние мировых глобальных перемен – уже не только «вестернизации», но и «истернизации» (по аналогии: west – запад, east – восток; westernization – процесс принятия западного образа жизни, easternization – процесс принятия восточного образа жизни и поведения – об этом в статье «Что означает слово FarEasternization?» ЗДЕСЬ). Хотя процесс принятия нами, дальневосточниками, образа жизни и поведения народов Восточной Азии не столь явный, не столь масштабный.
В тоже время территориальная, географическая близость, сотрудничество, интерес к культурам соседей, туризм служат неким «мостом» для диалога, для изучения языков, обычаев, истории, менталитета и поведения жителей Восточной Азии. Но молодой человек должен рассматривать себя с позиций представителя российского общества, принимающего и соблюдающего законы, нормы, осознающего свою принадлежность к обществу и российским ценностям, уважающего культуры народов страны.
И задачей гражданско-патриотического воспитания является формирование мировоззренческих свойств, личностных, социальных и культурных качеств.
Другими словами, речь идет о формировании свойств, которые:
Можно ли считать ПАТРИОТАМИ дальневосточников, КОТОРЫЕ:
Немного позитива – потому что позитивных примеров в процессе гражданско-патриотического воспитания на Дальнем Востоке РФ, конечно, гораздо больше, чем негативных примеров. Вот некоторые из них:
FarEasternization приглашает вас подумать над вопросами, поднятыми этой публикацией, т.к. она – всего лишь начало серьёзного разговора на нашем сайте!
Дальневосточники любят родину – огромный регион Дальний Восток России – и гордятся его историей, народами,…
Вот так! В октябре 2024 нашему постоянному партнёру Автономной некоммерческой организации поддержки детских и молодежных…
Владивостоку можно только позавидовать: его жители придумывают и проводят такие здоровские мероприятия, что в них…
2024 год объявлен Годом семьи в России, ведь для россиян семья – это основа основ!…
© фото В. Земцевой Жаохэ: как съездили, как понравилось и что изменилось по сравнению с…
Наша публикация – о великом артисте и дальневосточнике Юрии Мефодьевиче Соломине. Мимолётная встреча с Юрием…