О мотоциклах и мотоциклистах 80-х

О мотоциклах и мотоциклистах 80-х

В дальневосточном регионе сообщество байкеров крепкое и большое. Байкеры имеют свои традиции как в оснащении своих байков, так и в одежде, в атрибутах и мероприятиях. Впервые на своих страницах FarEasternization.ru рассказал об открытии байкерского сезона-2023 на Дальнем Востоке ЗДЕСЬ.

Фото из архива семьи Долган

А в 80-х годах прошлого века среди любителей и знатоков мотоциклов были мальчишки от 18 лет и взрослые, основательные мужчины. Взрослые дядьки, обременённые семьями и хозяйством, чинно эксплуатировали «Уралы» и «Днепры» – мотоциклы мощные, одолевающие трудные дороги, а в их коляску вполне помещалось несколько мешков, скажем, с картофелем.

Фото из архива семьи Долган

Молодёжь трёхколёсные мотоциклы презирала и уважала советские «Ижи» – «Иж-Планета-Спорт», «Иж-Юпитер», восхищалась чехославацкими «Явами» и «Чезетами», а о японских «Кавасаки» или американских «Харлеях» мальчишки 80-х только мечтали.

В Москве и Ленинграде были специализированные магазины «Мото-Ява». Мальчишки ездили туда за мотоциклами.

В московском магазине «Мото-Ява» был отдел Трансагентства по оформлению доставки железной дорогой. В Ленинграде Трансагентство находилось рядом с магазином. Покупаешь «Яву», тут же оплачиваешь доставку и летишь себе домой.

Через две недели мотоцикл приходит (доставка по указанному адресу). Никто даже не мог представить, что мотоцикл может потеряться в дороге, прийти разукомплектованным или поврежденным. Получив, распаковав и заправив его, мальчишки могли вполне начать кататься.

Фото из архива семьи Долган

Во что обходилось удовольствие ездить на «Яве» в 80-х:

  • Мотоцикл стоил 1080 рублей (цены единые по стране); «Ява» с пластиковым боковым прицепом «Велорекс» дороже – 1500 рублей, это был крутой, супер вариант, несбыточная мечта и редчайшая вещь;
  • Доставка до Хабаровска (до дома) – 100-120 рублей;
  • Пролёт Хабаровск – Москва – Хабаровск – примерно 240 рублей.

Мы тогда не знали, что в Военторге города Благовещенск и в Свободном, что в Амурской области (совсем близко от Хабаровска), «Явы» были, продавались за ту же, естественно, цену. Кто ж знал…

Расходы, в основном, шли за счет родителей – пацаны ещё только учились, но они сами занимались ремонтом и сами «модернизировали» свои «Явы»:

  • Поднимали сиденье,
  • «Задирали» кверху глушители,
  • Меняли форму переднего крыла,
  • Перекрашивали,
  • Полировали,
  • Украшали яркими наклейками.

Тут помогал «Посылторг»: по каталогам «Мото-Явы», оказывавшей техническую (ресурсную) поддержку покупателям, можно было заказать любую гайку, любую фирменную деталь для «Явы». На фото ниже на каждой «Яве» видны по два хромированных звуковых сигнала, круглые, регулируемые «явовские» зеркала, установленные самими хозяевами мотоциклов (в комплекте шли по одному сигналу и зеркалу).

Фото из архива семьи Долган

Байкерское сообщество в 80-х ещё не сформировалось, да и байкерами никто себя не называл. Мальчишки вечером собирались на «пятаке» на Речном вокзале и группой из примерно 40 мотоциклов направлялись в аэропорт, потом катались по городу. Как-то поджидая друзей, мы с интересом наблюдали их подъем (Хабаровск расположен на холмах): сначала были слышны голоса – пацаны громко переговаривались, потом появлялись головы в шлемах, затем возникали полностью и мотоциклист, и его мотоцикл, а уж потом слышалось урчание мотоциклов – таким тихим был «голос» «Явы».

Мальчишки 80-х повзрослели, но среди сегодняшних байкеров есть и они – серьезные, солидные, самодостаточные люди с положением и достатком. Они для души занимаются своими дорогими, мощными байками, а в сердце хранят и вспоминают те самые «Явы» и «Ижи», потому что они были у них первыми.

Ссылка на основную публикацию
error: Content is protected !!