Чумикан: отдалённое и труднодоступное село Дальнего Востока

Чумикан: отдалённое и труднодоступное село Дальнего Востока

Часть 1

© Фото В. Иванова

Село Чумикан – отдалённое и труднодоступное село Хабаровского края

Сайт FarEasternization уже не раз публиковал статьи об отдалённых и труднодоступных сёлах и посёлках Дальнего Востока. Но вот о Чумикане мы пишем особо: у нас уже есть публикации о том, как тяжёл путь на «перекладных» из Хабаровска до Тугура (об этом статьи «Под стук копыт оленей» и «Путешествие в Тугур: как там живут люди» часть 1 и часть 2). Теперь – очередь за рассказом о Чумикане.

Оказалось, село Чумикан, отдалённое и труднодоступное, вовсе не такое уж и отдалённое, и не такое уж труднодоступное место. Потому что Чумикансело ОЧЕНЬ отдалённое и ОЧЕНЬ труднодоступное!

К тому же, информации о Чумикане мало. Постараемся пополнить сведения об этом селе.

Чумикан – административный центр Тугуро-Чумиканского района

На этот раз мы столкнулись с проблемой отдалённости и труднодоступности целого административного центра. Ведь Чумикан – административный центр Тугуро-Чумиканского муниципального района.

Вообще-то, в Хабаровском крае достаточно районных центров, куда добраться и дорого, и долго, и тяжело. Это:

  • Аяно-Майский район с центром в Аяне
  • Охотский район, центр – поселок Охотск
  • Ульчский район и его центр – Богородское
  • Район имени Полины Осипенко и одноименный центр
  • Николаевский район с центром в Николаевске-на-Амуре.

Так вот, если вы окажетесь, скажем, в командировке в Чумикане, 20 дней просидеть в ожидании погоды или свободных мест вполне реально!

Почему? – Потому что в Чумикан (и обратно), как в песне, «только самолетом можно долететь»!

О логистике или как до Чумикана «только самолетом можно долететь»

Что касается самолетов: довольно часто по дальневосточным меркам – по вторникам, четвергам и субботам – в Чумикан летают «чебурашки» – самолеты Л-410. До 4 сентября 2020 на рейсы было не попасть без справки об обязательном тестировании на наличие коронавируса (двухнедельной «свежести», стоимостью до 2500 рублей в хабаровских клиниках) – так отдаленные районы ДВ заботились о том, чтобы пандемия не проникла к ним вместе с приезжими.

Стоимость авиабилета разная: 10450 рублей/билет от Хабаровска до Чумикана, если же вы – обладатель чумиканской прописки, авиабилет стоит дешевле. Свободные места есть, тогда как ситуация совсем обратная для желающих вылететь из Чумикана в краевой центр – пассажиров больше, мест меньше.

Но с первого раза вылететь в Чумикан не всегда удаётся: маленькому «чебурашке» нужна спокойная ясная погода. Сильный (особенно боковой) ветер, осадки в портах или по маршруту – и объявление о задержке, а там глядишь – рейс откладывается. Нашему сотруднику повезло улететь в Чумикан лишь на третий день.

Наконец, вам дали добро – полетели! Самолет делает промежуточную посадку в Комсомольске-на-Амуре – это и возможность заполнить свободные места и дать передохнуть пассажирам (ведь в одну сторону «чебурашка» трюхает часа три плюс минут 40 в Комсомольске).

Вот вы и в Чумикане

Вот вы и в Чумикане. Теперь надо добраться из аэропорта в село, а это проблема:

  • Рейсовый автобус не ходит
  • Топать пешком 5-6 км, да еще с багажом – испытание даже для любителей экстрима
  • Одна надежда – на приветливость и добросердечие чумиканцев, которые не оставляют гостей в трудной ситуации и подвозят их в своих машинах.

Зато около села имеется вертолетная площадка. Там садятся «спецзаказные» вертолеты – от МЧС, старательских и других крупных компаний. Сразу вспоминаются советские времена, когда краевой парк вертолетов был обширен, и сообщение между населенными пунктами шло живее и активнее.

А еще вспоминается чье-то мнение по поводу перевозок пассажиров по краю на вертолетах. Чем не решение проблемы отдаленности и труднодоступности поселений? Но воз и ныне там:

  • то ли вертолетов поубавилось
  • то ли они постарели
  • то ли вертодромы поисчезали
  • то ли правительству края так удобно: самим в командировки «на севера» можно не ездить, да и тамошние проблемы издалека не видны, а на нет и суда нет.

Между прочим, вертолет – очень неплохой транспорт. Российские вертолеты надежные, площадки для них подготовить – это не новейший аэропорт забабахать, и наши пилоты всегда славились профессионализмом.

Так что еще надо? Отправлять чиновников в эти самые отдаленные районы регулярно и так, чтобы они на себе чувствовали неудобства и трудности путешествия? Может, тогда дело сдвинется? Кстати, в сентябре в Чумикане побывал врио губернатора Хабаровского края М. Дегтярев в сопровождении чиновников. Правда, прилетели они на спецрейсе, так что особых трудностей им испытать не довелось.

Из Чумикана

Путь из Чумикана тоже непрост: желающих вылететь в Хабаровск или Комсомольск-на-Амуре больше. Поэтому на свободные места всегда есть охотники. Они-то и осаждают работника аэропорта просьбами, вопросами и напоминаниями:

— Ну как, получится???

— Мне очень надо, до зарезу!

— Маш (Галь, Наташ – здесь имя любое), ты ведь обещала!

Регистратору рейса приходится несладко – как отказать родным, соседям, знакомым – ведь все они односельчане! Вот и несётся из-за стойки:

— Отстаньте все! Все улетите!

— Вот передадим эти дела (отправку страждущих) в администрацию, пусть они с вами разбираются!

— Ну нет пока мест, НЕТ!

Да еще надо дождаться самолета и все время бояться, а-ну погода испортится?!

Назад в Хабаровск, когда вы уже в самолете, на законном месте, путь кажется коротким. Хоть время в этом пути примерно такое же, как до Токио (если без посадки в Комсомольске)!

В следующей части публикации сайт FarEasternization расскажет, какое красивое село Чумикан и какие в нем доброжелательные люди. А еще сайт коснется других интересных сторон жизни Чумикана, села отдаленного и труднодоступного.

И, как всегда, FarEasternization просит вас поделиться мнением о статье, сделать перепосты, поставить оценки и рассказывать знакомым, коллегам и родственникам о проекте! Будьте с нами в следующих публикациях!

Ссылка на основную публикацию
error: Content is protected !!