Поселок Хор Хабаровского края

Поселок Хор Хабаровского края

Часть 1

© Фото и текст Марины Балашовой

Сайт FarEasternization совершает очередное путешествие, на этот раз недалеко от Хабаровска, в рабочий поселок Хор района имени Сергея Лазо. Поселок Хор – малая родина автора публикации. Марина Балашова известна нашим читателям статьями на редкие и острые темы: «Тугур: под стук копыт оленей» здесь, «Путешествие в Тугур: как там живут люди» часть 1 и часть 2.

В части 1 рабочий поселок Хор предстает перед нами в двух измерениях: каким он был в советское время и что представляет собой сейчас.

МАЛАЯ РОДИНА – ПОСЕЛОК ХОР

Я люблю ездить в поселок Хор. Это моя малая родина. Я здесь родилась. Здесь родились и выросли мои родители, учились в школе – они были одноклассниками. После школы мама окончила Хабаровский техникум электросвязи. Папа ушёл в армию, служил в лётных войсках, там получил специальность авиатехника и большую часть своей жизни проработал в малом аэропорту на вертолётах. О вертолетах он мог говорить часами.

В детстве летом я часто гостила у своих бабушек на Хору. Сейчас мы ездим на Хор, чтобы навести порядок на бабушкиной могиле. И иногда выпадает возможность приехать в этот посёлок по работе: как-то в местной библиотеке проводили семинар для библиотекарей района им. Лазо, для старшеклассников средней школы № 3 – мероприятия ко Дню рождения Хабаровского края.

ХОР БЫЛ ПРОМЫШЛЕННЫМ ПОСЕЛКОМ

В детстве, приезжая сюда, я сразу начинала ощущать специфичные сладковатые запахи, которые витали в воздухе – работали гидролизный и деревообрабатывающий заводы. Это и понятно: Хор – большой промышленный посёлок. Таким он был. К середине 1980-х годов здесь, помимо этих двух заводов, работали биохимический, кирпичный заводы, строительное управление. В посёлке проживало более 11 тысяч человек.

В настоящее время заводы не работают. В Хоре нет градообразующих предприятий, а население насчитывает около 9 тысяч человек. Чем занимаются взрослые жители посёлка, сложно сказать. Знаю, что многие ездят на работу в Хабаровск. Выбирать-то не приходится.

ПОСЕЛКУ ХОР БОЛЕЕ 120 ЛЕТ

Посёлок Хор располагается на территории района имени Лазо. В 2017 году ему исполнилось 120 лет. Срок немалый. В начале 2018 года энтузиасты-краеведы посёлка Хор провели в нашей научной библиотеке презентацию книги «От истоков – к будущему».

Книга в замечательном полиграфическом исполнении, на бумаге высокого качества, большого формата, в твёрдом переплёте, с большим количеством фотографий жителей посёлка, с воспоминаниями старожилов. Поистине народный проект, на который собирали деньги всем посёлком. Не каждое поселение может похвастаться такой летописью.

РЕКА ХОР

Посёлок стоит на берегу реки Хор. По разным источникам название обозначает «быстрая, бешеная протока». Протяжённость реки 453 км – такая «бешеная протока» длиною в 453 км!

С первых лет существования посёлка и до 80-х годов прошлого века по реке сплавляли лес для лесозавода. Родители с упоением вспоминали своё детство, которое неизменно было связано с рекой.

Самым главным удовольствием было перебраться до другого берега по сплавляемым брёвнам. Главный кайф – удержаться на бревне, которое ходило ходуном. Однажды под такое бревно попал мамин младший брат. Сосед на счастье оказался рядом и вытащил мальчишку за волосы.

Сегодня никакого лесосплава по реке нет, но издалека видно бурное течение реки.

Фото из фонда ДВГНБ

ИСТОРИЯ ХОРСКОГО МОСТА

Главной достопримечательностью является Хорский мост. Его строительство связано с постройкой Уссурийской железной дороги. У нас в фондах [ДВГНБ] сохранились редкие фотографии конца XIX века с видами постройки моста. Он получился четырехпролётным и, как писал в своё время инженер Вяземский, это был «…самый большой по всей линии железный мост через реку Хор».

Фото из фонда ДВГНБ

Одна фотография даёт изображение надписи на первом устое каменного моста. Вот она:

«В благополучное царствование Государя Императора Николая II, Министра путей Сообщения Князя М. И. Хилкова, Приамурского Генерал-губернатора С. М. Духовского, Начальника работ О. П. Вяземского, помощника его Н. С. Кругликова, Начальника IX участка Н. О. Дормидонтова, Строителем моста  Инж. Путей сообщ. Х. Л. Ярамышевым. Заложен сей мост 10 января 1897 г. и окончен 14 мая 1897 г. Подрядчиками были: По поставкам стальных частей и опусканию кессонов – зав. Рудзкий и Ко, По каменным работам Из. Ал. Крылов».

Мост увидеть и рассмотреть довольно сложно. Либо едешь по нему на поезде, либо видишь издалека с автомобильной дороги. Сквозь деревья увидишь верхнюю часть мостового пролёта, а проедешь территорию заводоуправления и одноэтажные, с колоннами, каменные дома сталинской постройки для заводских руководителей и окажешься рядом с берегом реки.

Фото из фонда ДВГНБ

Вот он! Очень близко! Если знаешь об истории постройки моста, то дух немного захватывает. Надпись гласит, что его построили за 5 месяцев. Если учесть уровень механизации в конце XIX века, то, наверное, подобное строительство можно приравнять к подвигу рабочих, имена которых неизвестны.

В сборнике архивных документов «Заветная мечта императора: к 120-летию начала строительства Уссурийской железной дороги» (Владивосток, 2011) находим информацию о том, как строился мост: «На Хорском мосту … работы идут непрерывно день и ночь; рабочих поставлено свыше двух тысяч, в том числе каторжные, ссыльнопоселенцы, китайцы, запасные солдаты и специальные рабочие, привезенные из Европейской части России. Русские рабочие преимущественно кессонщики, плотники и специальные мастеровые, китайцы – клепальщики, каменщики и чернорабочие, японцы – каменотесы».

Очень жаль, что невозможно подойти к мосту близко, он ведь охраняется как стратегический транспортный объект. И не посмотреть, сохранилась ли эта историческая надпись.

Хочется отметить ещё, что все указанные в надписи фамилии руководителей строительства на слуху. Они увековечены в названиях городов и поселений: город Вяземский, сёла Кругликово, Дормидонтовка.

Фото из фонда ДВГНБ

В прошлом году мы [коллектив ДВГНБ] работали по гранту, посвящённому Гражданской войне на Дальнем Востоке. Создали передвижную экспозицию о событиях войны в Хабаровском крае. И нашли в Интернете, а потом и в печати, очень трагичную историю, связанную с Хорским мостом:

В апреле 1920 года поезд с 83 пленными белыми офицерами, следовавший из Никольск-Уссурийского в Хабаровск, остановился на мосту. Офицеров, в отместку за казни красных пленных, поочередно выводили на тормозную площадку, убивали и сбрасывали в реку.

Вернёмся к надписи на устое моста: подрядчиком по каменным работам указан Крылов, его автограф сохранила фотография рядом с памятной надписью.

Вам понравилось путешествие из настоящего в прошлое и из прошлого в настоящее поселка Хор? Оно удалось благодаря почти родственному отношению Марины Балашовой к своей малой родине, а еще – благодаря живым фотографиям и фотодокументам о поселке из старых источников.

 FarEasternization с удовольствием информирует, что скоро последует часть 2, потому что о поселке Хор можно ещё много рассказывать.

FarEasternization делится с вами всем прекрасным, что есть на Дальнем Востоке России. А вы делитесь нашими публикациями с родными, друзьями и знакомыми!

Ссылка на основную публикацию
error: Content is protected !!